пятніца, 25 красавіка 2008 г.

Прайм-тасс о МАЗе

МАЗ хочет собирать легковушки и "вербует" "АвтоВАЗ". Кому нужен такой альянс?


Один из крупнейших в Восточной Европе производителей большегрузов, автобусов, троллейбусов и прицепной техники, белорусский автогигант "Минский автомобильный завод" /МАЗ/ рассматривает возможность расширения ассортимента своей продукции за счет сборки легковых автомобилей. Эта идея находится в начальной стадии формирования � мазовцы задумались о поиске стратегического инвестора и ведут переговоры с тремя иностранными компаниями � ОАО "АвтоВАЗ", некой компанией из Германии и китайцами. Ряду экспертов планы "МАЗа" кажутся более чем странными, однако генеральный директор завода Николай Костень уже похвастался тем, что в мае в Беларусь приедет президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин для ведения предметных переговоров о возможном сотрудничестве.

Представители российского автогиганта пока воздерживаются от комментариев на этот счет.

О том, что "МАЗ" ищет партнера для сборки легковых автомобилей в Белоруссии, гендиректор этого предприятия Н.Костень сообщил в Москве на выставке "Коммерческий транспорт-2008". Он подчеркнул, что выбор стратегического партнера будет зависеть от того, кто из инвесторов предложит наиболее привлекательные условия совместного проекта. В то же время, Н.Костень признался, что МАЗ решил расширить ассортимент своей продукции за счет легковых автомобилей не от хорошей жизни.

Белорусский автогигант теряет рыночную долю на крупнейшем для него рынке сбыта � российском. Конкуренция с иностранными грузовиками становится все жестче. Как отметил Н.Костень, инициатива по организации производства легковых автомобилей на "МАЗе" исходит от белорусского правительства. "В ноябре /2007г/ на белорусском съезде ученых Минпром рекомендовал организовать сборку легковых автомобилей в Белоруссии и базовым предприятием для этого назначил МАЗ", - отметил он. По его прогнозу, на разработку проекта должно уйти два-три года. "Впрочем, определиться с партнером могут уже в мае", - добавил Н.Костень.

Очевидно, белорусские товарищи надеются заинтересовать проектом, в первую очередь, российских инвесторов. И в этом есть своя логика. В апреле "МАЗ" стал первым иностранным производителем, ставшим членом Объединения автопроизводителей России /ОАР/. "МАЗ" действительно сильно интегрирован в российский автопром. Он � основной потребитель продукции Ярославского моторного завода. Кроме того, "МАЗ" закупает коробки передач у "КАМАЗа". Кстати, именно эти два производителя давно ведут переговоры о покупке "МАЗа" или объединении с ним. Однако переговоры можно вести в рабочем порядке, после того как "МАЗ" будет акционирован, а решение об этом пока не принято.

Пока не ясно, будут ли в ближайшее время подвижки в этом вопросе. Согласно декрету Александра Лукашенко от 20 марта этого года, с 1 апреля 2008 г снимается мораторий на приватизацию, который действовал в Белоруссии с 1994 г. Приватизация пройдет в несколько этапов: в первую очередь, начнется акционирование государственных унитарных предприятий, коим является и "МАЗ". Отказаться от моратория на приватизацию А.Лукашенко заставило ухудшающееся положение дел в экономике страны. В частности, не лучшим образом в последнее время обстояли дела и у "МАЗа" - объем реализации продукции завода на важнейшем для него российском рынке сильно снизился. По итогам первого полугодия 2007 г "МАЗу" принадлежит всего 11 проц российского рынка. Три с половиной года назад этот показатель был в два раза больше /21,9 проц/. В основном в РФ продаются мазовские грузовики /60 проц от общего количества произведенных машин/. В 2007 г в РФ было реализовано более 19 тыс единиц автотехники "МАЗ". Н.Костень подчеркивает, что белорусы хотят реализовывать свои будущие легковушки преимущественно на российском рынке. По его словам, речь идет о производстве 20-50 тыс автомобилей в год. Вопрос о том, где будет организовано новое производство, не решен: площадка пока не определена. "Ее надо строить. Это могут быть и площади самого "МАЗа" или одного из предприятий, входящих в структуру БелавтоМАЗ", - пояснил Н.Костень.

Мазовцы прекрасно понимают, что их проект требует немалых инвестиционных вложений, поэтому ведут переговоры сразу с несколькими возможными партнерами по совместному бизнесу. В частности, Н.Костень обмолвился и о китайцах. Напомним, что недавно компания Chery лишилась конвейера в Калининграде, став "жертвой" АвтоВАЗа, который вместе со своим партнером Renault облюбовал "Автотор". Завод пытаются лишить льгот на беспошлинный ввоз автокомплектующих для сборки иномарок /cреди которых, к слову, BMW, Cadillac, Hummer, Kia и др/. Эксперты уверены, как только это произойдет, "АвтоВАЗ" сможет купить "Автотор" по дешевке. Гипотетически можно предположить, что заменой пока калининградскому заводу сможет стать "МАЗ".

В принципе, предложение "МАЗа" может заинтересовать автогигантов из Поднебесной, так как на российском рынке им последовательно вставляют палки в колеса. Другое дело, что китайские производители не спешат инвестировать в местную сборку, предпочитая перекладывать эти расходы на плечи партнеров. По мнению специалистов, "загадочных" немцев, которые, по словам Н.Костеня также ведут переговоры с "МАЗом", предложение белорусов вряд ли заинтересует. Сборка окупается только в случае выпуска массовых автомобилей, в противном случае проект становится нерентабельным.

Но, конечно, нам интереснее понять, заинтересуется ли "АвтоВАЗ" предложение мазовцев. И здесь все не так однозначно. Волжский автогигант пошел по пути расширения мощностей с тем, чтобы не допустить дальнейшего падения доли своей продукции на рынке страны. Взяв в стратегические партнеры Renault /в феврале французы приобрели 25 проц акций российского автогиганта/, "АвтоВАЗ" заявил о намерении через несколько лет производить 1 млн автомобилей в год. Тольяттинская площадка явно мала для этих грандиозных задач.

"АвтоВАЗ" уже встречался с руководством "Ижевского автозавода" /принадлежит самарской группе "СОК"/, которое предложило российскому производителю купить завод. В конце апреля "АвтоВАЗ" должен начать аудит "ИЖавто".

Однако, даже если, Минский завод будет авральными темпами акционирован, и часть акций /не контрольный пакет/ будет выставлен на продажу, А.Лукашенко запросит от потенциальных покупателей необоснованно завышенную цену /как это было при обсуждении сделок с газовыми активами и "Белтрансгазом"/. Понятно, что "АвтоВАЗу" в этом случае "МАЗ" становится не интересным.

Говорить о политических факторах при заключении этой сделки опять же не приходится, ибо пока не ясно, как избранный президент Дмитрий Медведев собирается выстраивать в будущем отношения с Минском. Представитель компании, выступающей в роли финансового консультанта "АвтоВАЗа" в интервью ПРАЙМ-ТАСС сказал, что Волжскому автогиганту экономического смысла в альянсе с "МАЗом" нет. По его словам, нужно с нуля строить новую площадку для сборки легковых автомобилей, а это потребует огромных затрат. "Что касается визита в Белоруссию в мае Бориса Алешина, то он приедет и уедет", - добавил он. Так что пока соглашение, что называется, писано вилами на воде.

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска