серада, 25 чэрвеня 2008 г.

"Живой щит": прямая речь в суде

"Живой щит": прямая речь в суде
Беларусь

Суд19 июня в суде Минского района и города Заславля началось рассмотрение уголовного дела в отношении сотрудников ГАИ, которые, задерживая на трассе Минск - Микашевичи пьяного водителя, соорудили для этого "живой щит" из гражданских автомобилей. Мы публикуем расшифрованную диктофонную запись допроса обвиняемых сотрудников ГАИ.



Допрос обвиняемого - командира 2-го взвода ДПС ОГАИ УВД администрации Октябрьского района г.Минска майора милиции Дорогокупца Г.И.

Судья: Обвиняемый, Вы вправе отказаться от дачи показаний. Также обращаю Ваше внимание на то, что все Вами сказанное может быть использовано против Вас.
Прокурор: Расскажите, Геннадий Иванович, подробно, что происходило в тот день.
Дорогокупец Г.И. (далее Д.Г.): 2 марта в составе наряда было 5 человек. Инструктаж проводил начальник ГАИ. Около 21 часа 30 минут (когда мы находились напротив ж/д вокзала) меня по радиостанции вызвал дежурный ГАИ города (позывной "Гродно", наш - УПН 4) и дал информацию о том, что со стороны Слуцка оперативники преследуют Volkswagen Golf красного цвета N32-29, который движется на большой скорости. Мы выбыли по направлению к въезду в Минск. Затем по радиосвязи поступила команда - придержать движущийся транспорт. Подъезжая к месту бывшего поста ГАИ на Слуцком шоссе, я пропустил две автомашины, двигавшиеся во встречном направлении, включил световую и звуковую сигнализацию, выехал на встречную полосу, на обочину, подъехал к съезду на Колядичи и остановился на полосе торможения. Впереди нас с включенным светом фар двигались три автомобиля. Подъезжая к нам, данные автомобили стали сбрасывать скорость и приостанавливаться. Когда они были от нас на расстоянии нескольких десятков метров, я увидел, что следом - метров 400 - движутся еще две машины на большой скорости, на одной из которых горят сигнальные огни. Лихтарович вышел из автомашины, я также начал выходить. Прошло секунд 30 (не больше), как красная машина Volkswagen совершает столкновение с автомобилем Toyota RAV4, потом с BMW, который резко бьет в мою машину, меня дверью ударяет по колену. Когда я обернулся, то увидел, что на проезжей части за моей машиной стоит другая наша патрульная машина с включенными "мигалками". Отойдя от шока (3-5 секунд), я подбежал к автомобилю ВМW и увидел, что на переднем сломанном сиденье лежит человек. Я попытался открыть дверь, мне помог гражданский мужчина. Когда Пашкевич вышел, я повернулся к своей машине и выключил "мигалки" и звуковую сигнализацию. Пашкевич был в недоумении, все спрашивал: "Что случилось?" и говорил: "Спасибо, мужики". Затем я увидел, что машина горит, и мы стали быстро доставать пострадавших из Volkswagen Golf...
Прокурор: Были ли в Вашем автомобиле некие спецсредства для остановки автомобилей?
Д.Г.: Да, спецсредство "Диана" с шипами, которое при растяжении удлиняется на 5,5 метра.
Прокурор: Как Вы восприняли приказ дежурного по городу - придержать движение?
Д.Г.: Это значит создать плотный поток движущегося транспорта.
Прокурор: Когда Вы связывались по рации с автомобилем ГАИ из Слуцка, о чем у Вас шла речь?
Д.Г.: Спрашивали у них, где они проходят. Сообщали им, что мы создадим пробку. Да, это я говорил, когда они проходили 17-й километр, а мы были в районе улицы Кижеватова.
Прокурор: Так. Ясненько. И каковы Ваши действия для этого?
Д.Г.: Когда мы подъехали к месту, Лихтарович вышел из машины и стал останавливать...
СудСтремковская Вера, адвокат потерпевших (далее С.В.): Подъезжая к месту будущего ДТП, что Вы увидели? По каким полосам двигались встречные автомобили?
Д.Г.: ВМW - на первой полосе, впереди, Toyota RAV4 - по второй, Honda - в третьей полосе, позади всех, если не считать полосы отхода.
С.В.: С какой целью Вы туда подъехали?
Д.Г.: Мы выполняли указание дежурного. Была команда - придержать движение. Мы собирались свершить это с помощью плотного потока движущегося транспорта. Но никакую пробку мы создавать не собирались.
С.В.: Для чего Вы должны были это делать?
Д.Г.: Чтобы Volkswagen Golf снизил скорость...
С.В.: Почему Вы были уверены, что он это сделает?
Д.Г.: Но ведь любой нормальный человек это бы сделал.
С.В.: Значит, у вас и раньше была такая практика?
Д.Г.: Нет. Не было.
С.В.: Почему же Вы в таком случае были уверены, что он остановится, если Вы к тому времени уже знали, что он вот уже почти 100 километров движется на большой скорости и не выполняет приказы преследователей? Какие у Вас были для этого основания?! Какие на этот счет у Вас, должностного лица ГАИ, есть указания? У Вас есть инструкции, как выставлять заслон?
Д.Г.: Да. Он выставляется силами двух патрульных экипажей с включенными проблесковыми маячками и звуковой сигнализацией и преграждается грузовыми ТС, кроме перевозящих взрывоопасные грузы.
Судья: Как Вы планировали тормозить движение?
Д.Г.: Как получилось - создать плотный поток транспорта... То есть мы должны были выйти на проезжую часть и придержать движение. Это решение мы принимали вдвоем, когда двигались еще по улице Кижеватова. Но так получилось, что нам не хватило времени.
С.В.: А что Вы должны были делать согласно должностным инструкциям в ситуации, когда на большой скорости, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ, движется автомобиль?!
Д.Г.: Мы должны убирать движущиеся автомобили с проезжей части.
С.В.: И что Вы для этого сделали?
Д.Г.: Ничего не сделали... Нам не хватило времени. Если бы позволило время, мы бы убрали эти автомобили вправо, чтобы они освободили хотя бы одну полосу. Я не успел сказать это Лихтаровичу.
С.В.: Вы слышали, что ваше руководство принесло публичные извинения? За что оно извинялось?
Д.Г.: Да, слышал. Оно извинялось за наши неумелые действия, за то, что мы не смогли предотвратить данное происшествие.
С.В.: Это ДТП произошло по чьей вине?
Д.Г.: По вине преследуемого водителя.
С.В.: Но его вина ведь еще не определена судом?! А Ваши действия в данной ситуации соответствовали инструкциям и должностным обязанностям?
Д.Г.: Мы выполняли указания, которые получили. Наши действия соответствовали инструкциям, но мы ничего не успели предпринять.
С.В.: По дороге к месту происшествия Вы обсуждали с Лихтаровичем свои будущие действия?
Д.Г.: Да... Если успеем - выставим свою служебную автомашину и перекроем движение преследуемому автомобилю.
С.В.: Почему Вы этого не сделали?
Д.Г.: Мы не успели. Для этого нам надо было еще проехать... вперед.
С.В.: И почему же Вы служебную автомашину поставили на обочину?
Д.Г.: ...
С.В.: Вы считаете себя невиновным в данной ситуации полностью?
Д.Г.: Да, невиновный.
С.В.: Скажите, Вы зарплату за март получили?
Д.Г.: Нет, не получил.
С.В.: А почему? Потому что проводилась внутренняя проверка? И что она показала? Как были оценены Ваши действия?
Д.Г.: Нам никто не говорил. Они будут оценены после решения суда.
С.В.: На предварительном следствии у Вас выясняли вопрос о наличии работающих проблесковых маячков и звуковой сигнализации на Вашем автомобиле?
Д.Г.: Нет.
С.В.: Вы утверждаете, что до ДТП звуковая сигнализация была включена. Но в связи с чем Вы ее выключили и когда?
Д.Г.: После того как помог Пашкевичу выйти из машины, я выключил сигнализацию. Зачем лишний шум.
С.В.: Скажите, у Вас нет чувства вины перед людьми, находящимися в суде в качестве потерпевших? Нет ли у Вас раскаяния?
Д.Г.: Я сожалею о том, что мы ничего не успели предпринять... чтобы освободить полосу движения.
С.В.: Но Вы ведь рассказали нам, что ехали притормаживать движение, создавать пробку?!
Д.Г.: Я уже сказал: вину свою не признаю.
С.В.:У меня больше нет вопросов.
Прокурор: Геннадий Иванович, поясните мне, как создается плотный поток транспорта и где в процессе его создания должен был находиться Ваш автомобиль?
Д.Г.: Согласно рекомендациям для создания плотного потока транспорта нам надо выехать на проезжую часть и организовать медленное движение большого количества машин.
Прокурор: Было такое необходимое количество машин на трассе?
Д.Г.: Нет, не было.
Прокурор: Вы поясняли, что должны были убрать автомобили с полосы движения, но не успели этого сделать. И согласно вашим радиопереговорам вы говорили преследующему экипажу ГАИ: "Мы вам создадим пробку". У вас было мало времени. Скажите, а если бы вы выехали на полосу встречного движения - что в экстренных случаях вам не запрещено - и включили аварийную сигнализацию, то приближающиеся к вам автомобили ушли бы с полосы движения согласно ПДД?
Д.Г.: Да. Согласно ПДД они должны были принять вправо и уйти на обочину.
Прокурор: Почему же Вы этого не сделали? Ведь Вам никто не мешал. Почему Вы свои машины с "мигалками" не поставили поперек движения? Их хорошо было бы видно.
Д.Г.: Мы не успели.

Допрос обвиняемого - инспектора 2-го взвода дорожно-патрульной службы отдела Госавтоинспекции УВД администрации Октябрьского района г. Минска Лихтаровича А.А.

Судья: Обвиняемый, Вы вправе отказаться от дачи показаний. Также обращаю Ваше внимание на то, что все Вами сказанное может быть использовано против Вас.
Прокурор: Расскажите, Алексей Александрович, подробно, что происходило в тот день.
Лихтарович А.А. (далее Л.А.): ...Получив указание от дежурного по городу - придержать движение, мы выехали на указанное место. Двигались по городу без включенной сигнализации. Подъезжая к месту, мы выехали на полосу встречного движения и включили звуковую сигнализацию и проблесковые маячки красного и синего цвета. Подъезжая к месту остановки, я связался с экипажем ГАИ Минской области и сообщил им о том, что мы создадим им пробку. Именно так, буквально, я понял приказ оперативного дежурного по городу о том, что надо придержать движение. Проехав по встречной полосе до съезда на Колядичи, мы остановились. Я вышел из машины и отправился выполнять приказ, как я его понял. Движение на дороге шло, и вполне возможно, что в данной ситуации только так эту команду можно было исполнить. Да, я не отрицаю, что останавливал жестами движущиеся автомашины. Не могу сказать, все ли остановились. Но насколько я помню, все они двигались по своим полосам, никаких перестроений не было... Автомобиль Toyota RAV4 остановился дальше, чем ВМW. Когда преследуемый автомобиль на большой скорости продолжал приближаться к нам, то вполне естественно, что я отскочил в сторону.
Прокурор: Вы признаете, что останавливали машины. Для чего Вы это делали?
Л.А: Я ведь уже ответил: я принял приказ, дословно - придержать движение. Что это такое? Это значит сначала остановить передние автомашины, собрать плотный поток транспорта и затем разрешить медленное движение.
Прокурор: Все автомашины остановились в своих полосах?
Л.А.: Не могу сказать. Может, кто-то еще катился.
Прокурор: Сколько времени прошло после того, как Вы сообщили слуцкому экипажу: "Мы создадим вам пробку", и вашей остановкой?
Л.А.: Две секунды. Почти одновременно.
С.В.: Так, Вы ехали создавать пробку. Обсуждали ли Вы со своим руководством данные действия?
Л.А.: Нет, не обсуждали. Говорили только о том, что если поступит команда, то будем применять спецсредство "Диана". Сами его применять мы не имеем права.
С.В.: Какие объективные данные, исходя из ситуации на дороге, дали Вам основания сообщить преследователям: "Мы создадим вам пробку"? На основании чего Вы, еще толком не прибыв на место, смогли дать такой ответ?
Л.А.: На основании приказа оперативного дежурного. Я принял дословный приказ - притормозить движение. Для этого я должен был сначала остановить машины, собрать их...
С.В.: Вы что, должны были выполнять приказ любой ценой или исходя из оценки ситуации?
Л.А.: Сперва оценить ситуацию...
С.В.: Вы ее оценили?
Л.А.: Наверно, нет...
С.В.: Вот так: ситуацию не оценили, а решение приняли. Вы приняли решение создавать эту пробку?
Л.А.: Мы вместе находились в служебной машине. Но поскольку я младше по званию, то, естественно, я и пошел выполнять указания.
Судья: Кто принял решение сделать заявление о том, что вы создадите пробку? Чья это была инициатива? Ваша? Или Вы обсудили это и потом так ответили?
Л.А.: Ответил... сам, а решение принял... оперативный дежурный, которого я понял дословно. С Дорогокупцом мы этого не обсуждали. Когда мы приехали, я молча вышел из машины и пошел выполнять приказ.
С.В.: На какую полосу движения Вы стали?
Л.А.: Между второй и третьей.
С.В.: Вы останавливали автомобили жезлом или рукой?
Л.А.: Не помню... Скорей всего, руками.
С.В.: Сколько машин было перед вами?
Л.А.: Три. Первая - ВМW, затем Toyota RAV4 и вдалеке какая-то еще.
С.В.: Вы объяснили водителям, с какой целью их остановили?
Л.А.: Нет. По ПДД мы должны объяснять, если останавливаем для проверки документов, но когда мы пропускаем высшее должностное лицо и останавливаем поток транспорта, мы не представляемся...
С.В.: И где было это "высшее должностное лицо"?!
Л.А.: Я же вам объяснил: я выполнял приказ. Притормаживать движение транспорта нельзя без его остановки.
С.В.: Сколько времени прошло после того, как Вы вышли из машины, и до столкновения?
Л.А.: 40-50 секунд.
С.В.: А на предварительном следствии Вы сказали - 5 секунд. Почему?
Л.А.: Потому что меня так допрашивали?
С.В.: Как Вас допрашивали?
Л.А.: Мне... угрожали.
С.В.: Каким образом Вам угрожали?
Л.А.: Ну... так: "Врешь? Не врешь?"
С.В.: Скажите, обвиняемый, на предварительном следствии Ваши показания относительно того, как Вы себя вели на дороге, и то, что Вы говорили сегодня, одинаковы?
Л.А.: Нет.
С.В.: Почему? С какой целью Вы махали руками на дороге?
Л.А.: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос.
С.В.: (к судье): Ваша честь, прошу об оглашении противоречий показаний...
Судья зачитывает: Лист дела 146-148: "...затем мы вдвоем вышли из автомобиля. Куда пошел Дорогокупец, я не видел... Затем я увидел, что по автодороге, по направлению в сторону Минска, одновременно мне навстречу движутся три автомобиля, причем они двигались по трем полосам движения, с расстоянием между ними в несколько метров. Когда я увидел, что они начали снижать скорость, я подошел к разделительной полосе, отделяющей полосу торможения и правую полосу. В этот момент я увидел, что на расстоянии 200-250 метров от меня движется автомобиль, а за ним другой с проблесковыми маячками. Я находился уже в первой полосе движения, ближе к центральной полосе, и, видя происходящее, предполагая, что сейчас автомобиль, несущийся на огромной скорости, столкнется с попутно двигающимися автомобилями, начал руками показывать водителям автомашин, которые находились на проезжей части, уезжать с дороги. Мои жесты - движения правой ладонью и рукою справа налево. Затем я подумал, что ДТП уже не избежать, и отскочил в сторону разделительного заграждения".
С.В.: Скажите, показывать руками водителям, чтобы они уезжали с дороги, и тормозить их, чтобы создать пробку, - это одно и то же?
Л.А.: Нет. Не одно и то же.
С.В.: Тогда почему Вы даете такие разные показания?
Судья: Так Вы делали им такие жесты, о которых Вы говорили на следствии?
Л.А.: Нет.
Судья: На какой полосе Вы стояли?
Л.А.: На той, где стоял ВМW.
С.В.: У Вас была очная ставка с Колпаковой Еленой Георгиевной, потерпевшей. Помните, что Вы тогда сказали?
Л.А.: Да, помню. Я сказал, что у меня не было намерения ее останавливать.
С.В. Так все же было намерение останавливать или нет?
Л.А.: Было... Я затрудняюсь ответить, почему я так говорил на следствии.
С.В.: Спрашивал ли у Вас следователь, так ли описала произошедшие события Елена Колпакова? И что Вы ответили?
Л.А.: Да, спрашивал. Я ответил: "Правильно".
С.В.: Значит, Вы согласились с версией Колпаковой, с тем, как она все описала, и написали в протоколе допроса: "Согласен". Но версия Колпаковой иная, чем то, что Вы нам теперь рассказывали.
Судья зачитывает ответ Елены Колпаковой на очной ставке (лист дела 137-139 т.2):
"Я увидела, что справа на полосе торможения, у поворота на Колядичи, стоит сотрудник милиции... Затем я увидела, что данный сотрудник ГАИ вышел на мою полосу движения и шел по направлению ко мне по моей полосе с направленной на меня ладонью одной руки и жезлом во второй. Он остановил меня, так как я поняла его жесты как требование остановки. Перед этим я включила правый поворот, пытаясь съехать со второй полосы на первую. Но сотрудник милиции жезлом показал слева направо. Его жест я поняла как "Не нужно. Оставайтесь в своей полосе". Затем он ладонью показал мне сверху вниз. Данный жест я поняла как "Стойте на месте". После остановки я включила аварийную сигнализацию. Таким образом, я остановилась во второй полосе, оставалась стоять в ней и ждала, пока ко мне подойдет сотрудник ГАИ и сообщит мне причину остановки. Но этого не последовало. Впереди меня, на расстоянии около 50 метров, на обочине дороги стояли две машины ГАИ без проблесковых маячков. Спустя несколько секунд справа от меня на полосе остановилась машина ВМW..."
"Вопрос следователя Лихтаровичу: Правильно ли описаны события потерпевшей, так ли Вы останавливали машину Toyota RAV4?
Ответ Лихтаровича: События, произошедшие 2 марта... потерпевшая Колпакова описала правильно, однако у меня не было намерения останавливать ее машину. Все произошло очень быстро".
Судья: Что в этом протоколе неправильно?
Л.А.: Я не видел аварийной сигнализации на машине и включенного поворота.
С.В.: Когда Вы говорили правду: тогда или сегодня?
Л. А.: Сегодня.
С.В.: На очной ставке с Пашкевичем Вы также написали, что машину его Вы не останавливали и на полосу встречного движения не выходили... Почему?
Судья: Лихтарович, Вы сегодня признаете, что выходили на полосу встречного движения или нет?
Л.А.: Конечно... Признаю.
С.В.: Скажите, Лихтарович, Вы как работник ГАИ свои должностные функции, которые Вам были известны на тот период, выполнили правильно? Как Вы считаете?
Л.А.: Да, я выполнил приказ.
С.В.: Я не спрашиваю Вас о приказе. Я Вас спрашиваю о том, что у Вас есть ряд методических рекомендаций и положений о том, как Вы должны действовать в подобных ситуациях. Что Вы должны, прежде всего, делать, находясь на участке дорожного движения?
Л.А.: Обеспечить безопасность дорожного движения.
С.В.: Вы выполнили эту свою функцию? Обеспечили безопасность?!
Л.А.: Да, обеспечил... как мог.
С.В.: А как же результаты этого происшествия? Вы полагаете, это достаточное обеспечение безопасности?
Л.А.: Я считаю, что в данной ситуации ничего другого предпринять было невозможно.
С.В.: А убрать эти машины с дороги для обеспечения проезда машин ГАИ?
Л.А.: Я человек подчиненный и выполняю приказ... так как его понимаю.
С.В.: Скажите, на сегодняшний день Вам не стыдно?! Вы не испытываете чувства вины по отношению к потерпевшим?
Л.А.: Да. (Невнятное бурчание, затем нервно.) Испытываю. Лучше, чтобы этого не произошло.
С.В.: Но если бы Вы их не остановили, стали ли бы они участниками ДТП?
Л.А.: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос.
С.В.: Как Вы относитесь к гражданскому иску, заявленному потерпевшими? Признаете его?
Л.А.: Нет, не признаю.
Прокурор: Так все-таки, 40-50 секунд прошло до столкновения после вашего прибытия на место или 5 секунд?
Л.А.: 40-50 секунд.
Прокурор: Вы знакомы с методическими рекомендациями, которые есть в материалах уголовного дела, которыми Вы обязаны руководствоваться в подобных ситуациях?
Л.А.: Частично знаком.
Прокурор: А с чем Вы не знакомы?
Л.А.: Затрудняюсь ответить... Плохо выучил.
Прокурор: А из того, что Вы знаете: есть ли какие-либо рекомендации по определению ситуации на дороге с точки зрения времени действия?
Л.А.: Затрудняюсь ответить.
Прокурор: Ясненько. Скажите тогда... Когда Вы передали в эфир для машины ГАИ Слуцка: "Мы создадим вам пробку", Вы слышали их ответ?
Л.А.: Нет. Не слышал.

Радиопереговоры между оперативным дежурным по г.Минску и экипажами ГАИ, задействованными в операции по задержанию преследуемого автомобиля под управлением Р.Ментюка.


- Дежурный ГАИ области. Чем я могу вам помочь?
- Добрый вечер! Наш экипаж в данный момент на территории уже Узденского района преследует автомобиль, он не остановился, Volkswagen красного цвета N32-99 МАР...
- Ничем не поможем, у нас сейчас мероприятие...
- Он движется на скорости 160 км/ч в сторону Минска. Создает реальную опасность... Что нам делать?
- С Минском надо связаться... Минчане если помогут.
- Как туда позвонить?
- Сейчас дам вам телефон...

Звонок дежурному ГАИ г.Минска:
- Добрый вечер! Из областной ГАИ беспокоят. Хлопцы, у нас тут со Слуцка такая информация пришла: по этой слуцкой дороге по направлению к Минску...
- Уже направили "Ополь 4", работаем, там перегораживают, красный Гольф".
- Позывной слуцкого наряда 2613, на 4-й волне.

- ГАИ Октябрьского, "Гродно", "Ополь 4". Просят помощи областники. Со стороны Узденского района, слуцкое направление. Подходит Гольф-2. Проехал там на большой скорости. Красного цвета...

Время 21:34.40:
- На связи 2613. Где вы проходите?
- Проезжаем 17-й километр.
- Ну, мы создадим вам пробку.
- Понял.

Время 21:36.35:
- На связи, проезжаем Сенницу.

Время 21:38.28:
- Ну что у вас там?
- Дорожно-транспортное происшествие.

Звонок в службу скорой помощи:
- Алло, здравствуйте. Дежурный ГАИ области Алексейчик. На Слуцкой трассе, не доезжая метров 500 до слуцкого поста, столкновение трех машин. Есть пострадавшие.

После прослушивания
С.В.: Скажите, Лихтарович, кроме того, что мы прослушали сейчас, было ли еще какое-либо сообщение, которое могло повлиять на принятие Вами решения?
Л.А.: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос....
Судья: Так было или нет?
Л.А.: Затрудняюсь ответить.

Из показания на следствии дежурного ОДС ГАИ МВД Мингорисполкома старшего инспектора Антаневича от 22.04.2008 г.

Вопрос: Вами прослушана радиозапись переговоров сотрудников ОДС ГАИ ГУВД Мингорисполкома с сотрудниками ГАИ Октябрьского РОВД Минска. Кто именно из сотрудников ОДС ГАИ МВД Мингорисполкома (позывной "Гродно") вызывал 2 марта в 21:30.21 по радиосвязи ГАИ Октябрьского района (позывной "Ополь 4") и дал команду: "Ты ж перед развязкой там движение немножко притормози"? Кто именно из сотрудников "Ополь 4" ответил на этот вызов и принял эти указания?
Ответ: С ОГАИ Октябрьского района связывался по радио я. И дал команду сотруднику, ответившему по радио: "Ты ж перед развязкой там движение немножко притормози".
Вопрос: Можете ли Вы, исполняя свои служебные обязанности, руководить сотрудниками ГАИ районов города Минска? Обязаны ли они исполнять Ваши указания?
Ответ: Да, согласно должностным обязанностям я имею право давать указания, и они подлежат исполнению.
Игорь МОСКАЛЕНКО.

Продолжение записей с судебного процесса - в следующем номере АБw.

Помещение, где проходил суд, не могло вместить всех желающих, особенно не могло вместить оно журналистов

25.06.2008 Вынесен приговор виновникам "живого щита" >>

"Живой щит": в преддверии судебного разбирательства >>

"Смертники по воле ГАИ" >>

"Живой щит": практика по умолчанию >>

Обсуждение статьи "Смертники по воле ГАИ" >>

"Что дальше?" >>

"Постфактум" >>

2008-06-24

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска