аўторак, 29 ліпеня 2008 г.

Ключевая информация для профессионального роста

Стать этичным, чтобы «вкусно» жить

 
 
В нашей стране разговоры на тему этики бизнес-лидеров, их ответственности перед обществом невольно заставляют вспомнить россказни г-на Шварцмана или популистские заявления политиков. В то же время, как утверждает Тахир Базаров, учредитель некоммерческой образовательной организации «Центр кадровых технологий - XXI век», этика является важнейшим инструментом в управленческом арсенале современного руководителя.
 
 
 
 
– Тахир Юсупович, сегодня в западной деловой литературе все более популярной темой становится «ответственное лидерство», которое еще называют «этичным». Вроде бы бизнес по определению должен стремиться к извлечению максимальной выгоды, поэтому разговоры об этике вызывают некоторое недоумение. Или все-таки это выгодно – быть этичным?  
 
– Вопрос в том, что значит «выгодно»? Быть неэтичным – явно невыгодно, а вот выгодно ли быть этичным – не знаю. Но, думаю, это полезно.
 
– В каком смысле?
 
– Во всех, включая ощущение собственной ценности. Жизнь этичного человека наполняется полным набором красок, становится счастливой, если хотите.
 
– Вы говорите о самоактуализации?
 
– Можно сказать и так, если вы предпочитаете пользоваться этой терминологией. Я бы пояснил свою мысль следующим образом. Предположим, вы решили построить дом, заработали для этого денег, нашли подходящий участок земли, наняли хороших архитекторов, дизайнеров, строителей... Наконец, все закончено, дом готов, он шикарен.
Но кроме вас там никого нет. Нет ни друзей, ни близких, ни даже собаки, никто к вам не ходит в гости, вы никому не интересны. С одной стороны, вы абсолютно результативны, а с другой – кому нужен такой результат? Этическое лидерство, кроме всего прочего, позволяет жить в окружении приятных тебе людей. Можно ли назвать это самоактуализацией? Наверное, да, если под самоактуализацией подразумевать вкус к жизни. Жить нужно «вкусно».
 
– В публикациях тему этики лидерства непременно упоминаются скандалы, связанные с руководителями Enron, Worldcom, Parmalat и других корпораций. Означает ли это, что интерес к этике в бизнесе обусловлен стремлением общества защититься от возможных злоупотреблений со стороны лидеров?
 
– Я думаю, что рост интереса идет с обеих сторон. Одновременно существуют и потребность самих лидеров в самоактуализации, о чем мы уже говорили, и вполне понятное стремление окружающих задать для лидеров некие рамочные условия, чтобы действия последних были все-таки полезны для общества. Или, как минимум, не шли ему во вред. Но нюанс в том, что лидеры взламывают старые устои, создают новые правила игры, а это не всех устраивает. Большинство людей предпочитают иметь дело с привычным и предсказуемым.
 

Примером неэтичного лидерства может служить скандал с президентом компании «Enron». Президента компании и все руководство Enron обвинили в том, что дирекция Enron продала акции на миллионы долларов до того, как стало известно о банкротстве компании. Тысячи сотрудников лишились не только работы, но и достойной старости, поскольку под нажимом руководства держали свои пенсионные накопления в акциях компании, цена которых упала с 90 $ практически до нуля.


 
 
– То есть имеет место желание «простых» людей оградить себя от неприятностей, не «надевая» при этом «новых сапог, которые жмут»?
 
– Отчасти так и есть, но я бы хотел обратить внимание вот на какой момент. Вы затронули тему корпоративных скандалов. А мне вспоминается история, связанная с неким руководителем, который установил строгий запрет на личные отношения между сотрудниками возглавляемой им компании – и сам же его нарушил. Его уличили в интимной переписке с подчиненной. То есть что получается: этот человек поднял планку требований к сотрудникам за счет некой моральной составляющей, создал систему контроля за соблюдением этих норм и, в результате, сам же пострадал от своей системы. Так значит она (система) работает! И компания ограждена, в том числе, от «неправильных действий» самого руководителя. На мой взгляд, это пример поступка истинного лидера – стремясь к повышению эффективности, он действует так, как выгодно компании в целом, не считаясь со своими личными интересами.
 
– Вы утверждаете, что лидер всегда должен стремиться повышать планку требований к себе и другим?
 
– Все зависит от целей. Поскольку лидеры – это всегда целеустремленные системы, для них нет вопроса, стоит или не стоит. Они мыслят и действуют только исходя из соображений, насколько те или иные поступки ведут к решению поставленных задач.
 
– Нет ли здесь противоречия со сказанным ранее – о том, что этика в бизнесе имеет отношение к смыслу жизни? Потому что, как мне кажется, мы начали говорить в рамках какой-то уж очень меркантильной парадигмы.
 
– Думаю, что противоречия никакого нет. Знаете, в чем дело? Только в том случае, если я – как субъект, как личность – могу вступать в диалог с нормами, у меня появляется возможность обнаружить собственную сущность и, соответственно, искомый смысл жизни. Если же нормы незыблемы, как это принято в бюрократии, если это догмы, которые нельзя даже обсуждать и, следовательно, понимать, то личность в принципе не может раскрыться.
 
– Я правильно понял мысль: руководитель, прибегая к «диалогу с нормами» как к инструменту повышения эффективности бизнеса, одновременно может открыть для себя путь к самоактуализации?
 
– Ну конечно. Такой руководитель начинает управлять не через деньги, не через наказания, даже не через поощрения, а через ценности и смысл. Так что понятия «лидерство» и «этика» – по сути, неразрывны.
Я думаю, что понимание связи между этичностью и лидерством как таковым приходит к нам только сейчас потому, что раньше мы узнавали о лидерах, главным образом, из фольклора, легенд, жизнеописаний. В наши дни, благодаря информационной открытости, мы получили возможность наблюдать за процессом становления лидеров «вживую», и, оказывается, те, кого мы называем лидерами, отличаются от остальных вовсе не богатством, талантами или чем-то еще, а лишь особым этическим состоянием. Просто набор ценностей этих людей таков, что позволяет им преодолевать трудности, завоевывать дружбу, внушать веру и вдохновлять на свершения. 
 
– Среди российских бизнесменов есть те, кого можно назвать «этичными лидерами»?
 
– Есть, причем эта проблематика для отечественного бизнеса становится все более и более актуальной. Мы сейчас на пороге этической революции.
 
– Почему именно сейчас? В нашем бизнесе изменились приоритеты? 
– Я бы сказал, что все дело в ресурсах. Молодой здоровый парень может подтянуться 25 раз просто за счет физической силы. С возрастом для решения той же задачи потребуется уже некая сила духа. Я вовсе не хочу сказать, что российский бизнес «постарел» и ослаб, но сейчас приходит понимание, что та внутренняя энергия, которая вырабатывается за счет следования каким-то принципам и убеждениям, – эта энергия является огромным резервом для дальнейшего развития.
При этом революции, как мы знаем из истории, никогда не происходят исключительно по желанию «верхов» – «низы» тоже должны стремиться к переменам. Когда мы говорим о лидерах, то не должны упускать из виду ведомых. И ведомые сегодня начинают понимать, что успешность в бизнесе или карьере определяется не только количеством получаемых денег.
 
– Для чего этика лидерам – вроде бы понятно. А зачем она ведомым? Ведь, по идее, они находятся на более низких ступенях иерархии потребностей, и им нет дела до таких высоких материй, как эффективность корпорации в целом или самоактуализация?
 
– Такой взгляд является распространенным, но это огромная ошибка сегодняшнего дня. Мотивация ведомых зачастую упирается именно в этический аспект: они готовы быть максимально полезными, интересными и развивающимися, если эти ценности разделяются всем коллективом. Для бизнеса же ключевым моментом сегодня является поиск этически развитых, сформировавшихся, зрелых личностей в качестве сотрудников.
 
– Где же таких взять в условиях повсеместно декларируемого кадрового голода?
 
– Это обычная отговорка, которая была всегда. Преуспевающие люди и настоящие лидеры всегда знали, где взять этически приемлемых подчиненных. С таким же успехом можно говорить, что в нынешних условиях невозможно создать семью. Логика та же – плохие демография, социальные условия и т.д. Что не мешает нормальным людям жениться и растить детей.
 
 

 

Этическое лидерство основывается  в большей степени на авторитете, а не на власти. В качестве источников власти обычно рассматривают принуждение и  наказание, а ее сила зависит от величины этих параметров. Власть скорее относится к институциональным феноменам, всегда остается возможность ее купить или получить по наследству, а авторитет скорее является внутриличностным образованием, и единственный способ получить его – заработать его через реализацию провозглашаемых ценностей в своем поведении.
 
Первым механизмом влияния этического лидера является идентификация.  Если лидер получает «кредит доверия», то подчиненные фактически копируют его поведение,  запуская  механизм идентификации, который приобретает форму  стремления  походить на своего лидера.
 
Влияние этического лидера заключается в умении создавать, задавать и транслировать стандарты высоко морального поведения. Идентификация с таким лидером позволяет подчиненным интернализировать его ценности. 
 
Базаров Т.Ю., Козлова М.П., Ладионенко М.А.
«Что такое этическое лидерство?»


 

– В таком случае может ли ориентация на этические ценности явиться конкурентным преимуществом работодателя в борьбе за лучшие кадры?
 
– Да! Это абсолютно верно, и многие ведущие компании, с которыми я взаимодействую в последнее время, включают в формулировки заказа – как на поиск новых сотрудников, так и на аттестацию имеющегося персонала – требования к сотрудникам, чтобы те разделяли определенные ценности. Среди таковых называют уважение к традициям, семье, ценность передачи знаний – не накопления, а именно передачи, то есть готовность с радостью делиться ими с другими людьми…
 
   
– А можно ли привить людям подобные ценности?
 
– Нет. Эти ценности нужно использовать при отборе людей, а научить этому нельзя. Если некто, допустим, в детстве никогда ни за кем не ухаживал и привык, что все, напротив, хлопочут вокруг него – папа, мама, бабушки, дедушки, – то сколько ни плати денег такому человеку и на какие тренинги его не посылай – из него не получится даже хорошего официанта. Он просто не воспринимает желания других как нечто важное для себя. Во многом поэтому, в московских заведениях в качестве обслуживающего персонала работают преимущественно люди восточного происхождения – они выросли в другой культурной среде, в многодетных семьях и т.д.
На самом деле, когда я говорил о том, что учить нельзя или бесполезно, то имел в виду взрослых людей. Учить нужно – со школы, правда для этого придется менять идеологию среднего образования. Детей нужно учить преодолению собственного эгоцентризма, расширению внимания и умению реагировать на слабые сигналы. Сегодня в школах учат читать инструкции, но ни в одной инструкции нет и не может быть информации о текущем положении дел, там описано только то, что было в прошлом.
Самое главное, нужно осознать, что на первый план выходит этика созидающего альтруизма. Тот, кто понимает, что чем больше он отдает, тем больше получит сам – и станет лидером будущего.
  
  
  
    
  
 
Беседовал Александр Ховрин   
   
 
 

СПРАВКА
 
Тахир Базаров
 
Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. Ломоносова. Учредитель «Центра Кадровых Технологий - XXI век». Исполнительный директор и первый вице-президент Российского психологического общества, заведующий кафедрой управления персоналом ИПК РАГС при Президенте РФ, заместитель главного редактора «Российского психологического журнала». Автор более 70 научных и методических работ в области управления человеческими ресурсами и, в том числе, лучшего учебника десятилетия по управлению персоналом. Победитель в номинации «Личность года в психологической практике» в национальном конкурсе «Золотая психея-2005». Среди его учеников – много авторитетных российских специалистов в области управления персоналом.
 
 
 

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска