аўторак, 25 верасня 2007 г.

Андрей Суздальцев, 24 сентября 2007 года, Москва

Интеллектуальное бесплодие
Глупец и невежда имеют пять примет: сердятся без причины, говорят без нужды, изменяются неизвестно для чего, вмешиваются в то, что вовсе их не касается, и не умеют различить, кто желает им добра и кто - зла. (Индийское изречение)
В пятницу 21 сентября А.Лукашенко впервые высказался о планируемых осенних переговорах с «Газпромом». Тема дискуссии с российской газовой монополией известна - цена за поставляемый в Беларусь в 2008 году российский природный газ. Любопытно другое - до минувшей пятницы тему газовых переговоров периодически озвучивали исключительно белорусские энергетические чиновники «средней руки». Сейчас, видимо пришло время и президенту вмешаться… Но даже после заявления белорусского президента, вопрос о новом раунде выбивания ценовых льгот из «Газпрома» упорно напоминает мистификацию на грани скандала.
Согласно белорусской пропагандистской традиции, все, что в Минске планируется в международном двустороннем формате, положено выносится на публику, как уже согласованное с российской/европейской/иной стороной – партнеру по будущему диалогу. Причем используются формулировки: «позиция белорусской стороны вызывает понимание/уважение», «Беларусь не откажется от своей принципиальной позиции» и т.д. Нечто похожее происходит и с планируемыми в Минске газовыми переговорами с российской газовой корпорацией.
Проблема в том, что до настоящего времени ни одно из должностных лиц «Газпрома» или меняющегося российского правительства не подтвердило намерение российской стороны снова, через девять месяцев после декабрьского 2006 года газового кошмара имени В.Семашко, слушать бесконечные монологи минских попрошаек об исключительной роли Беларуси в сохранении суверенитета и оборонного потенциала России или легенды о роли белорусских партизан в Великой Отечественной войны.
Не является новостью и то, что формально необходимости в переговорах нет: на ближайшие три года (2007 год уже завершается) все вопросы поставки газа и нефти, а также газового и нефтяного транзита через территорию Беларуси урегулированы соглашениями от 31 декабря 2006 г.(газ) и 12 января 2007 г.(нефть). Однако А. Лукашенко говорит о газовых переговорах, как о деле решенном. Более того, белорусский президент заранее связывает будущую цену поставляемого газа с транзитными тарифами. В общем, формально белорусское руководство отвергает Соглашение от 31.12.07 г… Может быть А. Лукашенко собирается договариваться сам с собой? Однако не все так смешно, если бы не было так грустно…
Проблема планируемых белорусскими властями газовых переговоров с «Газпромом» имеет, как внутренние, так и внешние аспекты. Прежде всего, стоит отметить, что А. Лукашенко старательно выполняет своё «задание на осень». Напоминаем, что 10 сентября мы отмечали: перед белорусским руководством стоит задача «навязать России переговорный процесс по цене за газ, по условиям поставки нефти в будущем 2008 году, а также сахару и иных статьях белорусского экспорта на российский рынок» (Politoboz.com). Весь 2007 год А. Лукашенко не может решить основную проблему, ставящую под сомнение его президентский потенциал: хотя бы затормозить ухудшение внешних условий функционирования белорусской экономики (внутренний аспект). Более того, ситуация даже ухудшается, что продемонстрировал августовский кризис с оплатой импорта газа.
Симптоматично, что текущая оплата газа продолжает оставаться в стадии проблемы. Во всяком случае, до понедельника 24 сентября так и не поступило информации об оплате Беларусью августовской поставки российского природного газа.
Навязывание России нового раунда переговоров о газовых поставках означает ревизию итогов «зимней» 2007 года российско-белорусской энерговойны, т.е. Именно того, что и добивалась белорусская сторона с февраля месяца (внешний аспект). Однако Минск не объявлял о выходе из соглашения от 31 декабря 2006 г. Как белорусская сторона стремится достичь нового соглашения, не отказавшись от предыдущего, остается загадкой. Возможно, Минск просто не рискует в очередной раз продемонстрировать свою феноменальную недоговороспособность – Беларусь не в силах выдержать ни одно подписанное соглашение, в том числе долгосрочное.
В конце сентября Минск использует в отношении им самим назначенных газовых переговоров традиционную пропагандистскую схему, не раз опробованную на переговорных процессах с Россией – создается миф, затем его неустанным повтором закрепляют в сознании белорусского общества, укореняют, как понятие, в перечне приоритетов белорусского политического класса, а когда миф, столкнувшись с реальностью, рассыпается в пыль, то в роли виноватой остается российская сторона – «обманули», «отказались от диалога», «обещали».
Подобная схема использовалась в истории с так и не полученным российским кредитом в 1,5 млрд. Долларов США. Ни о каком кредите ни российская, ни белорусская сторона в январе-феврале не упоминали, пока в конце февраля 2007 г. Минск сам не обратился с просьбой о кредите. И только в конце июля, когда Москве с одной стороны стало ясно, что Минск просит не кредит, а фактически безвозмездную помощь (белорусская сторона с возмущением отвергла даже намеки на необходимость гарантировать возврат кредита, утверждая, что готова «принять» «государственный» кредит), а Минск уяснил, что одурачить российское руководство не получится, то А. Лукашенко встал в позу обиженного и обманутого… президентом России. Ссылки на некие телефонные договоренности выглядели в духе разборок на партсобрании колхоза в середине прошлого века. В итоге, претензий к А.Лукашенко со стороны белорусского политического класса вроде бы и нет, виноват во всем, как всегда, В.Путин.
Примерно такая же схема будет в итоге применена и в отношении пока даже не назначенных газовых переговоров. В случае, если переговоры навязать не удастся, А. Лукашенко опять встанет в позу «обещали – обманули» и вновь попытается снискать жалость белорусского общества, проклинающего российских газовых олигархов и Кремль.
Ведения государственных дел в стиле небезызвестного продавца пиявок Дуремара («А я здесь не при чем!») из бессмертной экранизации «Буратино», вряд ли имеет историческую перспективу. Авторитарный режим подразумевает непрерывную череду очевидных побед над «врагами», а их нет уже несколько лет. Остались только жалобы…
Тем не менее, белорусское руководство уверено в том, что оно сможет добиться начала газового диалога. Появление во главе российского правительства В.Зубкова укрепило в Минске настроения близкого реванша. Судя по всему, В. Зубков не является новым лицом для некоторой части высшей белорусской номенклатуры, находящейся у власти с советской поры. Естественно, на нового российского премьера в АП РБ было мгновенно собрано максимально возможное досье, традиционно особо изучались возможные связи В. Зубкова с Беларусью. Наличие сельскохозяйственного этапа в карьере В. Зубкова буквально окрылило белорусское руководство. Перед С.Сидорским будет стоять задача во что бы то ни стало «обаять» и «увлечь» нового главу российского правительства.
Чувство эйфории настолько распирало белорусские власти, что электронные СМИ явно «понесло»: «Хоть и говорят сейчас в основном о политических мотивах отставки правительства М.Фрадкова, но, судя по высказываниям того же нового премьера России В.Зубкова, причиной ухода М.Фрадкова стали не только предстоящие выборы. Еще даже не будучи утвержденным на должность, В.Зубков назвал кабинет своего предшественника неэффективным».
Учитывая, что бросаться словами у чиновников такого уровня не принято, эта оценка о многом говорит. Критиковали предыдущий кабинет за многое, в том числе и за деструктивную политику в отношении к Беларуси. Фрадков, так вообще предлагал восстановить таможенную границу между нашими странами. Вот, в частности, одно из последних его высказываний, прозвучавшее в эфире ОРТ: «Я имею в виду обустройство таможенной границы, обустройство автомобильных переходов с Беларусью. Здесь есть потенциал, к сожалению, он используется незначительно».
Так вышло, что фраза Фрадкова, где он рассуждает о необходимости установления таможенной границы, стала одной из последних, сказанной на посту премьера. По нашей информации, сейчас идет подготовка к заседанию союзного Совмина, и «есть все основания полагать, что с новым министром союзное строительство будет вестись более эффективно» (БТ, 16.09.2007, «Панорама недели»). Есть чему поразиться. В интерпретации белорусского телевидения В. Зубков оказывается в роли мстителя за поруганную честь и достоинство Беларуси, да и призван к власти бывший финансовый разведчик, как выяснилось, в основном по причине антибелорусской позиции М. Фрадкова. Комментировать подобное сложно … Мы не заканчивали мединститут.
Однако и оценки аналитиков, позиционирующих себя в качестве оппонентов режима А.Лукашенко, вызвали не меньшее недоумение, чем фантазии белорусского телевидения. Появившиеся в белорусском оппозиционном интернете практически не поддающиеся элементарному анализу схемы, доказывающие, что приход к руководству Кабинета министров РФ В.Зубкова означает не что иное, как гарантированное избрание на пост президента России Сергея Иванова, заставили вспомнить, что и белорусские власти уже месяца два едва не молятся на образ куратора российского ВПК (http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=16753&newsPage=0).
Редкое единодушие с белорусским руководством не могло насторожить. Однако и дальше аналитический «разгул» не обманул ожиданий: «Анализ смены российского правительства, комментариев ведущих политиков и экспертов, а также материалов информационно-аналитических и деловых изданий позволяет свести все доступное множество фактов к единому смысловому знаменателю и выстроить в связную логическую цепочку (Во как!)…» (Там же). Дальше, в принципе, можно было и не читать, так как автор использовал «Фактор Зубкова» в качестве доказательства существования в истэблишменте России схемы… «третьего срока В. Путина» (Ну кто бы сомневался?): В. Путин после марта 2008 года занимает пост российского премьера, В. Зубков президент – преемник, который потом по причине преклонного возраста быстренько уходит в отставку и В. Путин снова президент. Все довольны – А. Лукашенко, Н.Назарабаев. И.Рахмон и, естественно, президент Азербайджана. Если уж В. Путина оказался на третьем сроке, то и этим политическим Кащеям сам Бог велел.
Подобного рода сочинения не просто дискредитируют аналитику Беларуси, но заодно демонстрируют вопиющую отсталость белорусского страноведения – в Беларуси не знают современную Россию, не понимают суть происходящих в ней политических и социально-экономических процессов, не отслеживают эволюцию российского политического класса и нюансы формирования современной русской элиты, а продолжают судить о России по Интернету, газетам и наблюдениям из окна поезда. Во всяком случае, любой исследователь России из стран Центральной и Западной Европы (той же Польши, к примеру, где, на наш взгляд, лучше всех в Европе понимают ситуацию в федерации), воспринял бы формулу «Путин – премьер министр России 2008 года», как анекдот нецензурного формата. Большего унижения придумать невозможно.
К той же области политической фоменковщины относятся заявления о неустанном поиске в Кремле вариантов для «третьего срока» В. Путина: «На наш взгляд, решением данной проблемы российское руководство стало заниматься либо сразу после осознания бесперспективности темы создания Союзного государства с нынешним белорусским лидером, а также отбрасывания вариантов включения в состав России Осетии и Абхазии, т.к. Ситуация с Косово затянулась (да и просто такой вариант сохранения В.Путиным поста президента на третий срок был не совсем безупречным и гладким как с юридической, так и с этической точки зрения, и вызывал ряд серьезных внешнеполитических обострений)» (Там же).
Автор этих строк, как действующий эксперт Совета Федерации РФ и СБ РФ, не раз сталкивался с данной проблемой и имеет право так утверждать, что вопрос о включении в состав России Южной Осетии и Абхазии никогда не обсуждался в формате возможного политического решения, оставаясь темой для политического пиара части политических партий и движений. Более того, подобного рода заявления («варианты включения в состав России Абхазии и Южной Осетии») по сути являются антироссийской провокацией, так как предоставляют тому же Тбилиси очередной повод кричать на весь мир об агрессии России против Грузии.
К сожалению, политизированные фантазии или открытые заказные провокации, вроде грядущих мятежей белорусской номенклатуры во главе «глубоко больным астмой» В.Коноплевым, ожидающим, по словам одного видного белорусского государственного пропагандиста, «хирургическую операцию в Санкт-Петербурге» (наверное аллергию скальпелем будут вырезать – О, Господи, заставь дурака Богу молиться, так он лоб разобьет), или особой приверженности нового премьера России к морально-нравственным ценностям, сконцентрированным в столь поистине межгалактическом понятии, как «агрогородок», не оставляют места надеждам, что понимание о бесперспективности отсиживания в европейском «болоте» на протяжении десятков лет, ожидая, пока в Москве что-то «изменится», когда-нибудь проникнет в сознание основной массы белорусского политического класса.
Интеллектуальное бесплодие правящей белорусской верхушки поражает, как, впрочем, и административный апломб, оказывающийся ближе пиару на экране телевизора, чем поиску реального решения проблем. Провозглашенные в Минске новые переговоры с «Газпромом» являются ярким тому свидетельством: вместо поиска новых вариантов выхода из ползучего ценового кризиса со стратегическим импортом энергоресурсов, обсуждения экономических инициатив и предложений совместной работы с российским ТЭКом, создания концепции ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ с Россией и ЕС, белорусское руководство основные силы тратит на поиски закулисных «подходцев» к главе российского правительства, прописывает этапы новых информационных войн и публичных скандалов, ищет «весомые доводы», чтобы А. Лукашенко в очередной раз оказался «ну совершенно не при чем». А в итоге, ничего не остается, как скулить на очередном газовом «пепелище»: «Газпром явно наживается на Беларуси», «Я не знаю, чем мы так провинились перед руководством России» (21 сентября 2007 г.).
Начало нового раунда переговоров о поставке российского природного в Беларусь в 2008 году означает автоматическое аннулирование Соглашения между правительством РБ и ОАО «Газпромом» от 31 декабря 2006 года, что влечет за собой развал сделки по покупке 50% акций «Белтрансгаза», являющейся составной частью соглашения от 31.12.06. Формально, у российской стороны появляется право потребовать у белорусских властей возврата выплаченных за 12,5% акций 625 млн. Долларов США. Параллельно, отказ Минска от Соглашения от 31.12.06 ликвидирует заложенный в Соглашении четырехлетний период адаптации белорусской экономики к мировым ценам за газ и позволяет «Газпрому» ввести с 1 января 2008 года цены на газ для Беларуси в соответствии с газовыми ценами соседей Беларуси – Литвы и Польши. Людей, не умеющих отвечать за свои слова и подписи, приходится иногда учить долларом.
 
Андрей Суздальцев, 24 сентября 2007 года, Москва
 
 
 

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска