чацвер, 15 сакавіка 2007 г.

41 совет тому, кто хочет победить на выборах. Часть 1

41 совет тому, кто хочет победить на выборах
Политика
15 апреля 2004 Просмотров: 2058 Печать Шрифт
Автор: Олег Александрович Феофанов (1928-1999), основоположник современной отечественной научной школы, изучающей рекламу, паблик рилейшнз и социологию массовых коммуникаций в целом; автор пятнадцати книг.
Мне довелось участвовать в разработках идей нескольких рекламных кампаний в период выборов. Стараясь давать конкретные рекомендации, я составил для кандидатов маленький «путеводитель» по лабиринтам предвыборных баталий. Так и появилась маленькая инструкция «41 полезный совет».
Перед Вами стоят три «простые» задачи:
Первая. Добиться известности с тем чтобы основная масса избирателей могла бы сказать о Вас — «Я ЕГО ЗНАЮ».
Вторая. Создать в сознании избирателей позитивную установку, отношение к Вам: «ОН — ХОРОШИЙ».
Третья. Обеспечить мотивацию голосования за Вас: «ОН ГОДИТСЯ».
Предлагаемые советы как раз и нацелены на то, чтобы облегчить Вам достижение этих целей и чтобы ваши избиратели поверили, что Вы лучше Ваших соперников. Избиратели должны поверить, что, голосуя за Вас, они голосуют за возможность иметь «наверху» человека, который может и умеет защищать их интересы.
1. Опросы общественного мнения, да и Ваши собственные наблюдения и беседы с людьми выделяют такие ценности, как «закон и порядок», «право на личную безопасность», «порядочность политиков», «социальная защищенность», «мир», «семья». Именно эти ценности и имеет смысл акцентировать как в программе, так и в выступлениях, естественно, варьируя акценты в зависимости от характеристик аудитории, перед которой Вы выступаете.
2. На наш взгляд, большие шансы на успех будут у тех политических сил, которые сумеют сформулировать в своей предвыборной платформе и эмоционально «озвучить» «объединяющую идею», акцентирующую национальные интересы. И не в общих формулировках, типа «за единую и неделимую Россию», а в конкретных предложениях по сохранению целостности страны. Эта идея на нынешнем трудном этапе истории нашей страны наиболее плодотворна: она поднимает национальный дух, стимулирует общественный энтузиазм.
3. Следует избегать размытых формулировок, таких как: «продвижение по пути реформ», «защита демократии», «забота о благосостоянии народа» и т. п., поскольку они ассоциируются сегодня у избирателей с демагогией и вызывают только раздражение.
4. Невыгодно использовать в предвыборных выступлениях термины «непримиримая оппозиция», «красно-коричневые» и особенно «фашисты», поскольку обвинения в «фашизме» звучат с противоположных сторон и перестают восприниматься.
5. Не злоупотребляйте словами «демократия» и «демократ». Сегодня в массовом сознании в связи со сложным материальным положением значительных слоев населения эти слова в значительной степени утратили свою привлекательность.
6. Для успеха Вашей предвыборной борьбы необходимо четко представлять свой электорат, интересы и настроение тех социальных групп, на которые Вы опираетесь, а также общее состояние политического сознания избирателей в данный момент.
7. В условиях острейшего дефицита времени следует учесть тактику предвыборных кампаний в США. Суть ее в том, что кандидат на выборный пост не тратит драгоценное время на встречу со своими сторонниками (и так проголосуют «за») и с очевидными противниками (вряд ли удастся их переубедить), а концентрирует внимание на выступлениях перед так называемыми «колеблющимися» избирателями. Надлежащие социологические исследования дают возможность определить, в каких социальных (профессиональных, демографических и т. д.) группах содержатся массы колеблющихся.
8. Вы не выиграете в избирательной кампании, если не будете опираться на анализ научно обработанных данных, которые можно получить в ходе опросов, постоянного мониторинга Вашей аудитории. Именно такой анализ позволит выявить с достаточной степенью точности приоритеты Вашего электората, которые Вы и положите в основу выступлений. Опрометчиво полагаться на общее представление или собственную интуицию: в наше время неустойчивой социально-политической и экономической ситуации в стране опросы преподносят порою любопытные сюрпризы.
9. За две-три недели до выборов советую проводить особенно интенсивный мониторинг общественного мнения. Он поможет оперативно внести необходимые коррективы и в Ваш имидж, и в акцентировку тех или иных позиций в предвыборной платформе.
10. Если Вы не «независимый» кандидат, а представляете ту или иную политическую организацию, партию, то всегда имейте в виду, что Ваш имидж — это имидж Вашей партии. Речь идет о процессе персонификации политики. Суть его состоит в том, что избиратели сводят свои чувства, симпатии или антипатии не к той или иной партии, блоку, движению и т. п., а к личности, которая и олицетворяет политику данного объединения. Этот процесс многократно усиливается, поскольку с помощью телевидения к избирателю обращается не партия, а конкретный человек, ее представляющий.
Процесс персонификации политики обусловлен и тем обстоятельством, что названия партий, за редким исключением, ничего не говорят избирателям, а порою могут даже ввести их в заблуждение. Программы партий, состоящие в большинстве случаев из привычного потока общих фраз, также затрудняют дифференцирование политических сил. Поэтому дифференциация происходит на уровне их лидеров. Соответственно и партии именуют в массах по имени их лидеров: «партия Жириновского», «движение Черномырдина», «коммунисты Зюганова» и так далее.
11. По данным американских специалистов по организации и проведению избирательных кампаний, избиратель в своем выборе исходит не из партийной принадлежности кандидата, а из оценки его личности. В США партийная принадлежность кандидата занимает лишь пятое место в системе приоритетов. И это — в стране, где сложилась и успешно функционирует двухпартийная система. У нас же, где количество политических сил, борющихся за власть, подходит к полусотне, партийная принадлежность кандидата занимает еще более скромное место в системе предпочтений избирателя.
12. Отнеситесь серьезно к выбору партийного девиза, символики, партийного «фирменного стиля». Они облегчают идентификацию Вашей политической организации. Броский и запоминающийся девиз (по существу, это — рекламный слоган) может сам по себе привлечь дополнительных избирателей.
13. В связи с персонификацией политики предвыборные кампании превратились в войну имиджей: чей имидж окажется более привлекательным для избирателей, тот и победит. Американские социологи подсчитали, что только 7 % успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55 % — от того, как он выглядит. Я не случайно снова подчеркиваю эту мысль: человеку свойственно делать свой выбор на основании тех критериев, которые ему наиболее доступны.
14. Несколько советов по поводу выступлений перед избирателями. Помните, что впечатление от выступления — это впечатление о той политической силе, которую Вы представляете и на которую опираетесь. Так что Ваша ответственность многократно увеличивается.
15. Круг проблем, затрагиваемых в выступлениях должен определяться прежде всего характером и масштабностью Вашей аудитории. Если это выступление перед широчайшей аудиторией, скажем — по ТВ, то и проблемы, которые Вы затрагиваете, должны носить достаточно общий характер, интересовать широкий круг общества. Не следует увлекаться: достаточно сосредоточиться на двух-трех проблемах, не более. Иначе резко снижается внимание избирателя, что не способствует запоминанию Ваших позиций.
Другое дело, если аудитория достаточно однородна или же невелика. Здесь желательно выбрать наиболее конкретную проблему, которая больше всего волнует аудиторию, и построить свое выступление вокруг Ваших планов решения этой проблемы.
16. Избегайте выступать с позиции «учителя», «критика», «проповедника» или «просителя». Аудитория чутко реагирует на подобную роль выступающего и не принимает его. Наибольший эффект достигается, когда Вы выступаете с позиции «одного из аудитории», но при этом показываете свою компетентность и убеждаете в Вашей способности решить обозначенную проблему.
17. Непродуктивен в предвыборных обращениях кандидата акцент на критике, на перечислении бед России. Они и так слишком хорошо известны. Обозначьте единой фразой одну из острых проблем, предложите конструктивную идею и Ваш вариант решения проблемы. В выступлении все должно быть максимально конкретно: только тогда Вы можете рассчитывать на привлечение внимания, а затем — и симпатий избирателей.
18. Обязательно объясните в своем выступлении, почему и зачем Вы хотите стать депутатом и как видите свою роль во властных структурах. Если Вы этого не сделаете, у аудитории неизбежно сложится впечатление (особенно в нынешнее время), что Вы рветесь к власти ради нее самой, ради привилегий или других, довольно своекорыстных, мотивов.

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска