серада, 21 сакавіка 2007 г.

Суздальцеву зачот.

Письмо из Москвы. Задание на весну - 2007Часть I. Меня чуть было не заставили ждать. (Людовик XIV) В субботу, 10 марта белорусский президент неожиданно для многих и ожидаемо для экспертов оказался в любимом местечке президента России – быстроразвивающемся в олимпийском формате горнолыжном центре Красная Поляна (Сочи) на открытии спортивно-оздоровительного комплекса «Беларусь». Нас в данном случае интересует не то, что в России построена фактически новая резиденция белорусского президента (белорусские СМИ, в частности БТ, поспешили объявить, что в Красной Поляне появилась «белорусская территория», что конечно, является обыкновенной ложью – Россия не продает свою территорию иностранным государствам. Даже посольства работают на арендованной земле). Не является новостью и то, что А. Лукашенко хорошо знакомы сочинские горы. Он неоднократно приезжал в Красную Поляну вместе со своей свитой. В 2004 году, к примеру, БТ показывала, как в этом местечке с горы на санках катается госпожа Журавкова. В платочке. Нас интересует то, что А. Лукашенко остался в Красной Поляне на несколько дней. Более того, мы ожидали, что рано или поздно А. Лукашенко появится на территории России. Естественно, белорусский президент на горнолыжном курорте занят не только лыжами. Он ждет В. Путина, который обычно в начале марта приезжает в Красную Поляну проводить зиму. Так что глава белорусского государства по белорусской партизанской традиции засел в «засаду». Видимо для приманки белорусский президент произнес речь с давно забытыми добрыми словами в адрес президента России. Стоит напомнить, что всего два месяца назад А. Лукашенко, добросовестно овладев стилем М.Саакашвили, изощрялся в оскорблениях в адрес президента России. Часть II. Предвидеть - значит управлять. (Блез Паскаль) Итак, зима, несмотря на обычную задержку Указа Президента Республики Беларусь о наступлении Весны, закончилась в установленные вышестоящими органами сроки. По традиции, время великого поста в Беларуси тратят на вытягивание посевной техники на «линейки готовности». Мы же обратимся к статье «Письмо из Москвы. Задание на зиму» от 6 декабря 2006 г. В данном прогнозном материале, опубликованном в начале декабря 2006 года, говорилось о наличии трех вариантов (сценариев) решения газовой проблемы в отношениях между РБ и ОАО «Газпромом». Согласно первому варианту стороны должны были подписать «(протокол о согласии с оценкой производственных активов ОАО «Белтрансгаз»; Договор о создании совместного газотранспортного предприятия на базе ОАО «Белтрансгаз»; Протокол о зачете суммы покупки 50% акций «Белтрансгаз»; контракт на поставку в РБ и транзит газа через РБ в 2007 году, включающий договорную цену российского природного газа с учетом цены 50% акций «Белтрансгаза» и масса дополнительных документов и соглашений, актов приемки и оценки и т.д.) к 1 января 2007 года». Далее мы взяли на себя смелость утверждать, что «таким образом, учреждается СП. Российская сторона получает право участия в функции оператора не только белорусской газовой «трубы», но непосредственно газпромовского газопровода «Ямал – Европа». С 1 января 2007 года Белоруссия начинает получать газ по 100 – 130 USD за 1000 м.куб. Попутно спускается на тормозах нефтяная проблема. Энергетический баланс Союзного Государства подписывается и утверждается». Итак, по газу прогноз первого сценария на 31 декабря исполнился почти на 100%. Исполнился и по нефти – ситуацию действительно спустили на тормозах и свели к компромиссу. Но вот, что не прогнозировалось, так это фактическая нефтяная война, что разыгралась с 5 по 12 января между партнерами по строительству Союзного Государства. Однако, не только в отношении нефтяного этапа энергетической части российско-белорусского кризиса прогноз относительно «просел». Трудно было предвидеть, что оправдавшийся первый сценарий, к концу февраля фактически сползет к несколько измененному второму сценарию. В начале декабря 2006 г. второй вариант (сценарий) прогнозировался в следующей формуле: 1) «Белорусское руководство затягивает ввод СП (газотранспортного) в рабочее состояние, т.е. СП создано, но формирование структуры управление, передачи акций затягивается к лету 2007 года, т.е. периоду, когда острота решений по белорусскому газовому транзиту будет объективно ослабевать по причине ухода политического класса России в предвыборную борьбу. 2) В виду того, что формально СП создано, поставка газа с 1 января 2007 года осуществляются по новой «щадящей цене». 3) Руководство «Газпрома» втягивается в новый бесконечный раунд по «оживлению» газотранспортного СП, что не мешает получать РБ льготируемый газ. В итоге, к осени 2007 года ситуация вернется не в просто исходное (конец ноября 2006 г.) положение, а еще более усугубится, т.к. А. Лукашенко получит дополнительный ресурс для шантажа российского руководства в период второй избирательной кампании в России – президентской». Действительно, с начала февраля можно наблюдать попытки белорусского руководства запустить процесс РЕВИЗИИ достигнутых в начале января соглашений с российской стороной. А именно: Газ. «Белтрансгаз» по некоторым косвенным признакам так и не перешел на оплату получаемого от ОАО «Газпрома» газа по новой цене 2007 года и платил в январе – феврале по 50 -55 USD за тысячу м.куб., чем фактически уже сформировал определенную задолженность. Есть экспертное мнение, что БТГ рассчитывает, что в июне 2007 г. проблема будет решена зачетом суммы оплаты «Газпромом» 12,5 % акций БТГ. Однако одновременно появились определенные сомнения, что «Газпром» вообще приступит к оплате совершенно ему не нужных акций «Белтрансгаза». Одновременно, возникает ощущение, что руководство БТГ сознательно сдерживает оплату текущей газовой поставки, рассчитывая, что А. Лукашенко все-таки загонит российское руководство во главе с В. Путиным в «союзное стойло» формата декабря 2006 года. В этом случае дотирование белорусской экономики возобновится в прежних объемах. Нефть. Несмотря на все попытки найти некую волшебную формулу, позволяющую и белорусский «нефтяной оффшор» сохранить и соглашение с российским правительством от 12 января слишком откровенно не игнорировать, белорусскому руководству пришлось избрать путь опытов над «живым» бизнесом. В течение 40 дней акцизы на нефтепродукты швыряли то вверх, то вниз. Попутно окончательно отбили у российских нефтяных компаний – давальцев охоту работать на белорусском рынке, что заставит белорусские НПЗ уже в марте самостоятельно покупать нефть на российском рынке. В итоге нефтяная проблема завершилась тем, что и ожидали – решительной ревизией соглашения от 12 января. С 1 марта белорусское правительство планирует компенсировать экспортерам 24 USD за каждую тонну вывезенных из Беларуси нефтепродуктов. Так что белорусский «нефтяной оффшор» возрождается, а позиция Москвы в данном случае сознательно игнорируется. Расчет опять на «чудо» - А. Лукашенко поедет в Москву (Сочи) и «выбьет» из В. Путина «дешевую» нефть варианта 2000-2006 годов. Сахар. Взяв на себя в январе обязательство ограничить экспорт сахара в Россию в 2007 году 180 тыс. тонн, белорусская сторона уже в феврале устами МИДа РБ напомнила Москве, что белорусский год идет всего два месяца и российскому руководству пора «одуматься» и широко открыть свой рынок для сотен тысяч тонн белорусского (бразильского, украинского, кубинского и т.д.) сахара. Транзит. Несмотря на январские обещания не покушаться на транзит, весь февраль белорусские таможенники водили калининградский транзит по Беларуси караванами в стиле «Дикого Запада». Только в начале марта, убедившись, что в итоге столь решительного пресечения «калининградской контрабанды» белорусские дальнобойщики могут в 2007 году выбросить в кювет карты российских дорог, белорусская таможня оставила калининградский транзит в покое. В результате, намеченное на начало марта подписание всеобъемлющего торгового соглашения между Россией и Беларусью, где белорусская сторона должна была отказаться от 75 нетарифных ограничений в отношении российского экспорта на белорусский рынок, было сознательно провалено. Белорусская сторона к марту успела снять ограничения только по российскому пиву, чем вызвала панику на белорусских пивоваренных заводах. К весне стало ясно – каких-либо сокрушительных последствий зимнее повышение цен на белорусскую экономику не оказало. Во-первых, белорусская сторона не торопится платить по новым ценам, во-вторых, проблемы обнаружились только в сфере экспорта нефтепродуктов, в-третьих, сами цены на нефть несколько упали. Беда лишь в том, что долго без экспорта нефтепродуктов белорусский бюджет не протянет. Именно экспорт нефтепродуктов, выработанных на белорусских НПЗ из российской нефти обеспечивает надежный приток столь необходимой для страны валюты. На калий (второй валютный источник) в 2007 г. надежды не большие… Кредиты Беларуси действительно наверное нужны на выравнивание бюджетных диспропорций, на поддержку курса белорусского рубля и на «модернизацию экономики». Появление в феврале 2007 г. в российском Интернете некого «Народного движения «Лукашенко 2008» завершает прогноз декабря 2006 года – «А. Лукашенко получит дополнительный ресурс для шантажа российского руководства в период второй избирательной кампании в России – президентской» («Письмо из Москвы. Задание на зиму»). Между прочим, движение «Лукашенко 2008» оформлено в политическом стиле Белорусского республиканского союза молодежи – цветасто, пусто и колхозно (стиль оптимистического идиотизма). Есть серьезные основания считать, что курирует «Народное движение «Лукашенко 2008» первый зам. директора Информационно-аналитического центра при администрации президента РБ В.Янчевский под руководством ярого сторонника прозападного вектора развития белорусской политики и основного организатора информационной войны против России О.Пролесковского. Часть III. Когда уходишь, главное не оборачиваться назад, а то пойдешь по кругу.(Игорь Сиволоб) Появление А. Лукашенко в Сочи является предпоследним аккордом в увлекательном триллере, что неустанно разыгрывало белорусское руководство в январе – феврале текущего года на одной сцене, но в двух залах одновременно. При этом, что самое интересное, финал спектакля в Минске был прописан заранее – Беларусь должна обязательно вернуться в формат союзных отношений с РФ. Иной вариант даже не рассматривался. Задача стояла лишь в том, чтобы убедить руководство России немедленной капитулировать перед Минском. В принципе, режиссура спектакля изначально была несколько прямолинейной, в духе Фонвизина. А. Лукашенко должен был сурово порицать российское руководство и лично президента России, с чем он прекрасно справился (одна «дохлятинка» из Кремля» что стоит), но при этом осуществлять двойной шантаж. Россию пугать развивающимся романом Минска с Брюсселем, а Запад - возможностью Минска снова уйти под «сень» Кремля. Однако, реальность опрокинула все режиссерские замыслы. Прежде всего, Минску быстро напомнили, что именно Брюссель и Москва являются в Восточной Европе субъектами большой политики, а сам А.Лукашенко остается и останется объектом политики ЕС, РФ и США. Тем не менее, дальше и дольше всех в спектакле «поиграла» Европа. Она быстро подготовила для А. Лукашенко несколько «точек возврата». В частности, саммит в Киеве должен был стать публичным разрывом А. Лукашенко с Востоком. А.Лукашенко в январе и второй половине февраля активно подыгрывал Евросоюзу, но при этом постоянно оглядывался на Москву. Однако Москва не просто демонстративно отмалчивалась (это было бы полбеды). Ситуация была хуже – Москва рассеяно игнорировала белорусско-европейский флирт. Несмотря на неоднократные предупреждения из России, включая автора этих строк, что А.Лукашенко российская элита «схоронила», белорусский президент продолжал надеяться, что Москва никуда не денется и обязательно вернется к политике дотаций и безусловной политической поддержке его режима. Более того, глава белорусского государства постарался убедить белорусскую правящую номенклатуру, что Россия, безусловно, остается в статусе белорусской колонии. Белорусский правящий класс успокоился и ждет, когда закачавшаяся было столь выгодная «белорусская экономическая модель» снова будет обеспечена ресурсами и финансами без ограничений. Между тем время уходило, экспорт нефтепродуктов падал, проблемы быстро нарастали, а Москва не спешила преклонить колени перед белорусским президентом. Белорусский президент стал быстро сдавать позиции. Если в конце января он публично грозил Москве санкциями, счетами на 5 млрд. долларов и «уходом» на Запад, то в начале февраля А.Лукашенко заговорил о том, что Беларусь готова к полноценному восстановлению союзных отношений («как бы тяжело для нас это и не было»). Закончил зиму глава белорусского государства уверениями в том, что Беларусь будет защищать Москву от всех внешних угроз при любых проблемах с российским руководством (интервью перед визитом в ОАЭ). Вернулась в речь А. Лукашенко и «братская» риторика. Однако Москва занималась своими делами и ей было решительно не до ритуальных братских поклонов из Минска. Даже своевременная помощь А.Лукашенко со стороны А.Милинкевича (Открытое письмо к А. Лукашенко) не особо впечатлило российскую правящую элиту. Москва знала, что А.Лукашенко вместе с Беларусью решительно никуда не денется, а реагировать на шантаж, как со стороны оппозиции, так и самой белорусской власти было в высшей степени унизительно. В конце концов, на Запад может отправиться сам Александр Григорьевич, но утащить с собой страну у него не получится… Первый надлом в Минске случился в последнюю неделю февраля. А. Лукашенко был вынужден фактически отказаться от визита в Киев (официальная версия: визит отложен). На наш взгляд - в случившемся виноваты сами украинцы. В первоначальной версии саммита роль антироссийского запевалы предназначалась В. Ющенко – особо доверенному парламентеру от ЕС. В критически важный момент рядом должно было оказаться «реальное НАТО» в лице президента Литвы Адамкуса с Клайпедским портом под мышкой. В принципе, такой расклад устраивал А.Лукашенко, которому был уготована роль «сироты казанской», что тянут «за руки» в «западную семью», а он все бы оглядывался на неблагодарный Кремль – прекрасная сцена из энциклопедии политического шантажа. Однако сценарий киевского саммита не устроил реально правящую в Украине партию регионов, лидеры которой быстро напомнили украинскому президенту не только, кто в доме хозяин, но и то, что они не позволят втягивать сейчас Украину в новую конфронтацию с Россией. Но в изменившейся конфигурации киевского саммита уже А.Лукашенко была уготована роль создателя антироссийского транзитного союза - нового издания «санитарного кордона» против Москвы. Перед белорусским президентом замаячила реальная «точка возврата». А.Лукашенко отложил визит. Часть III. Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал. (Пьер Огюстен Бомарше) К марту стало ясно: А. Лукашенко явно переоценил свои возможности балансировать между Западом и Россией. Судя по всему, белорусский президент оказался жертвой своей собственной многолетней успешной практики продажи Москве антизападного вектора, использование мифов и фобий российского политического класса. Однако в данном случае, в конце февраля А. Лукашенко он оказался на линии раздела не мифов, а реальных и огромных по возможностям западных и восточных политических сил. Игнорировать одну сторону в противовес другой уже не получалось. У белорусского президента уже не было монолитного политического прикрытия со стороны Кремля. А. Лукашенко стал исчезать с экрана, вместо Киева оказался в Объединенных эмиратах. Он ощущает, что в сложившейся ситуации ускользнуть от Брюсселя и Москвы уже не удастся. Белорусский президент пытается обыграть уже хотя бы одну из сторон – российскую. В Москву послали запрос о 1,5 миллиардном кредите. Анонимно (только 4 марта министр финансов РБ признал наличие просьбы о кредите). Российская исполнительная власть, посудачив о «беспроцентном» кредите, поставила запрос в очередь на рассмотрение – 1,5 – 2 месяца. А. Лукашенко такой зондаж не устраивал. Политические дивиденды от Кремля требовались срочно, так как белорусский политический класс необходимо постоянно убеждать: белорусский президент еще способен решать вопросы в Кремле. В итоге, А. Лукашенко, отвечая на вопросы об итогах визита в ОАЭ, постарался так изложить собственную версию запроса о российском кредите, словно Москва чуть не навязывает эти деньги Минску. Белорусское руководство попробовало еще раз «пробить» Москву. Минск подбросил идею массовой приватизации белорусских предприятий. Список, естественно, снова оказался анонимным. Расчет белорусского руководства был сделан на основе собственных иллюзий: на «лакомые кусочки» белорусской экономики Кремль обязательно отреагирует. Однако Москва прекрасно знает цену этим «кускам» в экономике, на которых неограниченно правит «золотая акции». В итоге, премьеру С. Сидорскому пришлось реагировать самому (отдадим не все, не всем и по рыночным ценам). Причем реагировать не на заявления высших должностных лиц РФ, а на пару статей в московских периодических изданиях. Опять «недолет». Между тем, больше Минску «подбрасывать» Кремлю нечего. Российские военные базы нужны Беларуси больше, чем самой России. Счета выставлять не за что. Ехать в Москву с повинной А.Лукашенко нельзя. Он знает, что если два года назад ему еще предлагались условия личной безопасности, то сейчас уже не предложат ничего. Его «списали». Иллюзий в данном случае нет. Даже в случае восстановления внешне добропорядочных отношений между белорусским президентом и Кремлем, неизвестно, чем это «восстановление» может обернуться для белорусского президента и его окружения. Однако и с Запада А. Лукашенко помощь не спешит. Судя по всему, несмотря на широко растиражированное заявление Х.Соланы о готовности ЕС к широким связям с А. Лукашенко, Запад также давно «списал» А.Лукашенко. Но одновременно на «западном фронте» наметилась игра на порядок интересней. Прописавшиеся в последние недели в Минске бесконечные делегации из стран ЕС заняты установлением и укреплением коммуникаций не столько с самим белорусским президентом, сколько с его ближайшим окружением и белорусской номенклатурой. Видимо именно с прослойкой высших чиновников будут целенаправленно работать ЕС и США. Стоит напомнить и оговорку А. Бразаускаса: «Литва и Грузия могли бы предложить "план ухода" президента Беларуси Александра Лукашенко». Так что с Западом речь может идти только об условиях сдачи. Естественно, данный процесс может занять очень длительный период и внешне быть весьма позитивным. Европа не откажет себе в удовольствии поиграть с обанкротившимся режимом, попользоваться А.Лукашенко против России, чтобы потом убрать (заменить собственным преемником). Помешать этому процессу А.Лукашенко уже не в силах. Не гнать же ему снова Европу из страны? Сам призывал… Во всяком случае, Киев будет настаивать на выполнении визита А.Лукашенко в Украину. Иначе авторитет В. Ющенко в Брюсселе окажется подорван. Минск обязан дать ответ украинскому руководству, а в его лице и Евросоюзу. В результате, А. Лукашенко запустил процессы разрушения собственной власти. Он еще не осознал масштаб уже начавшихся изменений, но уже почувствовал. Сохранить белорусского президента у власти может только Москва. Часть IV. Кто удивил, тот победил. (Александр Суворов) А. Лукашенко не только нечего потребовать у Кремля, но и предложить В.Путину, как, к стати, и удивить. По инерции белорусский президент будет пытаться разыграть карту размещения третьего района ПРО в Чехии и Польше, но эта проблема не сегодняшнего дня и геополитическое положение Беларуси вряд ли пригодится для российского асимметричного ответа. Отложение российским правительством рассмотрения вопроса о строительстве нефтепровода «Унечи – Приморск» («Транснефть» оказалась перегружена стройками и кредитами) вряд ли поможет белорусскому руководству. Для Беларуси, конечно, выгодно, что пока обходной нефтепровод строиться не будет, но лично для А. Лукашенко (для его политического судьбы) – плохо. Лучше бы строили… Часть белорусской политической аналитики по традиции считает, что в создавшихся условиях А. Лукашенко может предложить России белорусский суверенитет. Или Россия потребует от белорусского президента его страну. Для доказательства данной версии использовали даже просьбу белорусского руководства о кредите. В принципе, для доказательства наличия в Москве бесконечного заговора против суверенитета Беларуси можно было бы использовать и пролеты над Беларусью перелетных птиц. В Россию летят, следовательно, быть интеграционному референдуму, аншлюсу и т.д. Коллег не смущает, что распространение такого рода слухов, является ничем иным, как идеальной помощью режиму А. Лукашенко. В реальности, если бы Россия решала вопросы наращивания своей федерации, то в первую очередь решались судьбы Южной Осетии, Приднестровья и Абхазии, где местные жители большей частью давно граждане России и проведены соответствующие объединительные референдумы. Однако эксперты из белорусской оппозиции упорно продолжают искать «имперские улики» не понимая, что нельзя второе десятилетие судить человека за изнасилование, если единственной уликой является только то, что обвиняемый является мужчиной. Однако все равно все факты коллегами трактуются в формате заговоров и угроз белорусскому суверенитету. Наверное, так проще и безопаснее в современной Беларуси, тем более, что косвенно согласовывается с пропагандой самого А. Лукашенко. И все же. Что делать А. Лукашенко, если уже третий месяц Москва его игнорирует, а ему как-то надо реагировать на активизирующуюся с каждой неделей деятельность Евросоюза? 23 марта в Минске соберется союзный Совмин. Без сомнений, белорусский президент приложит максимум усилий, чтобы оказаться за столом переговоров. Но это не его уровень. Ему нужно, чтобы В. Путин именно сейчас, пока глава белорусского государства в Красной Поляне, «поспешил» на встречу с «единственным союзником». Саммит с президентом России – задание А. Лукашенко на весну 2007 года. Андрей Суздальцев, Politoboz.com, Москва, 11 марта 2007 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска