чацвер, 23 жніўня 2007 г.

Борис НЕМЦОВ, <Исповедь бунтаря или политика без бл**ства>

Я позвонил Ельцину, поблагодарил его, но не удержался и спрашиваю: «А почему Вы решили,  Борис Николаевич,  что Лужков все понял, объясните мне».  Ельцин: «Ну, прописка же есть? Есть. Вот смотрите, звонит вам  президент России и говорит: «Мелковато Вы, господин Немцов, себя ведете». Вы, естественно, сразу в шоке. Что делаешь? Пытаетесь узнать, что происходит, кто накаркал. Как? Правильно, узнаете, кто у Ельцина сидит в данный момент.  Лужков позвонил в приемную и узнал, что у Ельцина сейчас находится Немцов, - это же не государственная тайна. И тут же догадался, в чем дело». Вот она - высокая школа партийного и хозяйственного руководителя.

Так что за то, что я перестал быть бомжом, спасибо Борису Николаевичу.

***

На заре своей политической деятельности я сам попал впросак. Только-только стал губернатором Нижегородской области, и тут в правительстве решается вопрос подъема уровня воды в  Чебоксарском водохранилище. Вопрос для Нижнего Новгорода  - судьбоносный. Если бы воду подняли, то затопило бы всю индустриальную часть Нижнего Новгорода, что привело бы к катастрофе.

Чувашская республика во главе с Николаем  Федоровым выступала категорически  «за» этот проект, поскольку увеличивалась выработка электроэнергии, повышались налоги и зарплаты и прочее. Мы - «против».

В Москве собрали специальное совещание  у Гайдара. Намечалась настоящая битва. Перед поездкой в Москву мой заместитель Иван Скляров предлагает: «Слушай, Батька (он меня звал батькой, хотя старше меня), так просто эти дела не делаются. Надо подготовиться к совещанию. Мы же на Волге живем, надо бы икорки с собой прихватить, да и хохлома у нас не плохая, Городецкая роспись отличная. Водочки возьмем литров двадцать. Да и поедем на двух машинах, чтобы перегруза не было».

Он человек опытный, партийно-советской закалки. В общем, загрузились и поехали в столицу. Идем на совещание, «сани» с дарами оставили во дворе. Гайдар тогда блестяще провел совещание, вопрос рассмотрели за каких-то полтора часа. Ситуация разрешилась благополучно для нас. После совещания я подхожу к Гайдару и говорю: «Спасибо Вам огромное. Мы  с моим заместителем привезли Вам от нижегородцев, арзамасцев (а у Гайдара дедушка из Арзамаса, там все школы и больницы имени Гайдара) небольшой подарок».

Гайдар как интеллигентный человек тоже благодарит и уходит. Мы со Скляровым возвращаемся в машину, забираем баулы с икрой, водкой и хохломской росписью  и заносим все это в приемную премьер-министра. И вдруг… Банки разлетаются из сумок, катятся по кабинету и как в калейдоскопе -- «икра черная», «икра осетровая»…  Помощник Гайдара смотрит на все это с выпученными глазами и спрашивает: «Что это?» на шум выходит Гайдар, хватается за голову: «Убирайте все и идите к чертовой матери! Быстро!» Скляров начинает его уговаривать, премьер его с этими уговорами просто на х.. послал… Я не могу передать, как мне было стыдно! Возвращаемся в Нижний с этой водкой, и я говорю Склярову: «Иван Петрович, ты меня опозорил. Он же из интеллигентной семьи, образованный, да и из другого поколения, а ты со своей совковой тупостью». А он мне: «Да  ты сам идиот, разве ж так это делают? Надо было отвезти все Гайдару домой и  отдать жене».

 

ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ

С первой женой Раисой мы прожили 18 лет, самых сложных лет моей жизни: мы поженились, когда я был младшим научным сотрудником, жили в коммуналках, снимали квартиры. Она прошла рядом через все проблемы неустроенной жизни, за что я ей очень благодарен.

Пройдя через развод, могу сказать: развестись с женой не просто, и за развод надо заплатить максимальную цену. Но если уж в жизни так случилось, что вам приходится расставаться, вы обязаны все оставить жене. Я оставил все. И снял квартиру.   Однажды ко мне в гости зашла неистовый оппозиционер Валерия Новодворская и возмутилась: «Ты почему мне показываешь квартиру для прислуги?»

Отдавать  при разводе надо все  - жилье, автомобиль и так далее, чтобы ни у жен, ни у детей не возникало чувства горькой обиды и разочарования. К сожалению, в огромном количестве случаев подобного рода действия сопровождаются разделом имущества. Это ужасная травма и для жены,  и для детей. 

Я ушел от первой жены, потому что надоело обманывать. У меня появились дети от журналистки  Кати Одинцовой, которая работает на телевидении. Раиса об этом узнала. Можно, конечно, было что-то придумывать, что-то склеивать, но зачем? В общем, семья распалась.

Мужчины вообще - полигамные существа. Многие полигамны для самоутверждения. Для подтверждения своей независимости и свободы.  А свобода - важнейшая составляющая счасться, наряду со здоровьем и материальным достатком. Есть, правда, исключения, но немногочисленные. Например, Чубайс моногамен, он очень любит Марину Давыдовну Вишневскую, свою вторую жену, и ему никто больше не нужен. Гайдар тоже однолюб. Они кристально положительные герои, коими все не будут, да и не могут быть. В то же время убежден я и в том, что политику позволено далеко не все, что позволено обычному мужчине. И то, что мог себе позволить гражданин Скуратов, недопустимо для прокурора Скуратова. И вообще, нельзя путать страсть и любовь с похотью и любовью продажной. 

Мне, например, не нравится спать с проститутками. Механический секс не приносит удовольствия. Кроме того, это опасно.

Свобода - фундаментальная ценность. Как за любую ценность, за свободу надо платить. В формулу - свобода, здоровье и материальный достаток -  семья не входит. Я не противник семьи, но семья ограничивает свободу. Понимаю, что признаюсь в вещах, непопулярных, но не хочу врать и притворяться. Это моя правда. И я не хочу постоянно обманывать близких мне людей.

Есть и другой вариант поведения: влюбился - женился, влюбился - женился. Я недавно встретил композитора Дунаевского с его очередной, восьмой, по-моему, женой. Он вновь влюблен. И даже обещал больше не разводиться и не жениться.  Приятно быть первой или последней.

Безусловно, у политика должны быть ограничения. Для себя эти границы я определил. Хотя, не исключаю, что сделал это не совсем правильно. Во-первых, я не скрываю того, как сложилась моя жизнь, и считаю, что лицемерие и ложь - это есть настоящие грехи. 

Во-вторых, я несу ответственность за всех своих детей и им помогаю.

В-третьих, во всех своих поступках исхожу из того, что матери моих детей не должны чувствовать себя, по крайней мере, в материальном плане, ущемленными.

Наконец, я не афиширую свою личную жизнь. Вообще, нельзя заглядывать в постель к своему народу, но и народ не может требовать от кого-либо, чтобы его впустили понаблюдать за личной жизнью.

 

***

Борис Ельцин никогда не опаздывал. Никогда! В каком бы состоянии ни был. Помню, однажды он  назначил  мне встречу на 12 часов. Ельцин тогда был в очень плохой форме, после операции, принимал сильнодействующие обезболивающие лекарства. Я вышел  из Белого дома за 15 минут до встречи. Ехать до Кремля - ровно шесть минут. Еду в Кремль - и попадаю в пробку: движение оказалось перекрытым, поскольку ехал кортеж президента. В итоге я опоздал к Ельцину на одну минуту.

Вхожу в кабинет в 12.01 - куранты не обманешь. Ельцин сидит с каменным лицом и смотрит на меня, как на врага народа.

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска