чацвер, 23 жніўня 2007 г.

Борис НЕМЦОВ, <Исповедь бунтаря или политика без бл**ства>

Мучило нас ощущение не поражения и краха, а именно досадного проигрыша. Я как лидер партии еще до выборов объявил, что если мы проиграем, то уйду в отставку. Не помню примера в нашей стране, чтобы человек, начальник, после проигрыша встал и сказал: «Я  не справился с заданием, я отвечу за допущенные ошибки, поэтому ухожу». Я считал, что должен прервать эту убогую традицию. По крайней мере, показать людям пример. Что и сделал, хотя смутно представлял себе, чем займусь в ближайшем будущем, и как моя жизнь и политическая карьера сложатся в дальнейшем. Но вот чего я действительно не понимал, так это того, что за нашим поражением на парламентских выборах последует резкое сворачивание свобод по всей стране и практически во всех сферах общественной жизни.

 

ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ И ВЛАСТЬ

Что заставило Ходорковского заняться общественной деятельностью? Почему он не захотел жить как Абрамович, Дерипаска или, наконец,  Березовский?

Власть как способ обогащения его не интересовала. Ходорковский и так был сказочно богат. Начав, как и все бизнесмены конца 80-х - первой половины 90-х годов, с сомнительных сделок, во второй половине 90-х годов он стал решительно меняться.  Он стремился создать преуспевающую компанию, отсталую компанию советского типа превратил в международный концерн с прозрачной бухгалтерией и чистой репутацией. Ходорковский - честолюбивый человек, для которого важным являлось  общественное признание.  Он понял, что каждый новый заработанный миллиард ничего не  меняет в его жизни. Наконец, ему стало скучно, и он решил сменить род занятий. Михаил посчитал, что в сфере бизнеса все  мечты сбылись и  все цели достигнуты, и дальше начиналась скучная история. Скучать он не привык и не любил. В России нет  кристально чистых  олигархов.  Наверное, не много таких миллиардеров-ангелов наберется и по миру. Практически все российские олигархи прошли через залоговые аукционы, все использовали непрозрачные правила приватизации, все сделали состояния за считанные годы, в то время как  на Западе подобные состояния зарабатывали на протяжении нескольких поколений. Все российские олигархи, к тому же, практически одного возраста - это поколение сорокалетних, которое заканчивало университеты как раз к моменту распада СССР. Ходорковский, естественно,  не ангел. Но чем он отличался от других, чем выделялся? В первую очередь тем, что вел себя скромно, не страдал неуемной любовью к роскошной жизни, летал рейсовыми самолетами. Я его как-то спрашивал, почему рейсовыми, это же неудобно. Он говорил: «Зачем отрываться от людей? Я тогда буду плохо понимать, что происходит». Только под конец, по-моему, он стал летать чартерами.  В тандеме Ходорковский-Невзлин и вообще в ЮКОСе Михаил был безусловным лидером.  Да, он слушал других людей, советовался, обсуждал, но оставался лидером, причем лидером очень жестким. Он реально управлял компанией, вникая во все вопросы. Как генеральный директор ЮКОСа он погружался  в промышленную деятельность и разбирался в нюансах нефтедобычи и нефтепереработки. Он был достаточно конструктивным и деловым. Ходорковский ко всем этим ребятам - и Шахновскому, и Невзлину, и Лебедеву - относился как к своим соратникам. Но решения принимал сам. В ЮКОСе не было коллегиальности. По принципиальным вопросам только он  принимал решения.

Многие российские олигархи прошли один путь эволюции: от зарабатывания денег до желания заняться политикой и изменить мир. Воровать государственную собственность им разрешили, но воровать государственную власть - нет. Березовский с Гусинским этого не поняли и первыми попали под молотилку государственной машины, Ходорковский подошел с другой стороны, но тоже проиграл.  Олигархов никто не ждал в политике и не хотел в них видеть политиков.

Власть умела бороться с диссидентами, оппозицией, с политическими критиками, с Западом. Боролась кондово, грубо и неумело, но с поставленными задачами справлялась. А вот как бороться с большими деньгами, российская власть не понимала. Да и опыта не было, поскольку в Советском Союзе больших денег просто не видели. И мне представляется, что власть патологически боялась политизации бизнеса. Она просто не знала, что с такими бизнесменами делать. Любой, кто пытался с большими деньгами лезть в политику, рисковал. И рисковал очень сильно.

***

Не известно, выйдет ли Михаил когда-нибудь на свободу. Дай Бог, чтобы он был здоров. Он парень крепкий, но Путин его смертельно, неадекватно  боится. Хотя я лично не считаю, что Ходорковский смертельно опасен для Путина. В то же время у людей, долго сидящих у власти,  деформируется отношение и к окружающим, и к себе. Случайные, несамодостаточные политики демонизируют и людей, и своих противников. Путин демонизировал Березовского, хотя тот не гений и не дьявол. То же самое происходит  с Ходорковским.  

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРИОДОЛИМОЙ  СИЛЫ

Я знаю, например,  не одного, а двух Путиных. Один Путин - это начинающий президент, второй - президент забронзовевший. Путин начинающий - это человек, который ввел самые низкие в Европе налоги, решил вековую проблему с землей, приняв Земельный кодекс, принял один из самых прогрессивных трудовых кодексов, в принципе, позволяющий людям защищать свои права перед нанимателем. Молодой президент пытался провести административную и судебную реформы, первым, наплевав на антиамериканизм общества, выразил свою поддержу американскому народу в связи с трагедией 11 сентября… И так далее. Обращаю внимание, что Путин тогда  жил при цене на нефть в 20 долларов за баррель.

Что же произошло с российским президентом при цене на нефть в 70 долларов за баррель? Кем он стал сейчас? Кто такой президент Путин во второй части своего долгого правления? Это человек, который окончательно и бесповоротно ввел цензуру, лишил народ  права избирать своих губернаторов, отменил выборы в одномандатных округах. Он  посадил в тюрьму Ходорковского и установил в стране «басманное правосудие». При этом  разрешил Роману Аркадьевичу Абрамовичу продать «Сибнефть» и дал ему за частную нефтяную компанию  тринадцать миллиардов долларов  из государственных источников. При новом Путине расцвела бюрократия и коррупция.

Биологически это один и тот же человек, но поведенчески - совсем другой.

Я рискую предположить, что если бы нефть стоила столько же, сколько в период дефолта 1997-98 годов, от 8 до 12 долларов, а доллар - всего 6 рублей, то денег в стране было бы в 15 раз меньше. И  политика в России была бы иной.

Богатство развращает. Большие деньги убивают само желание что-либо улучшать и реформировать. Исчезает стремление развивать экономику, нет даже малейшего желания, просто намека бороться с коррупцией и воровством. Денег в стране столько, что побеждают невежество и разврат: «Своровали - ничего, сейчас еще дадим. Ах, вам там денег не хватает, сейчас добавим». Пенсионеры вышли на улицу, протестуя против реформы монетизации льгот, перекрыли Ленинградский проспект, тут же правительство нашло 200 миллиардов рублей и заткнуло протесты.

Гигантские деньги и развращают запредельно. За последние годы при внешнем лоске и богатстве страны государственная власть сильно деградировала.

No comments:

Blog Archive

Новая Европа

Карикатуры Владимира Чуглазова

Народная Воля

Все новости "Белорусского Партизана"

Народныя навіны Віцебска